150+ терминов в управлении проектами и продуктами
Глоссарий с пояснениями специфических терминов, встречающихся в работе проджектов и продактов
Дейли, бэклог, косты… Кажется, это что-то на эльфийском или из мема «смотря какой fabric». Такая сложная терминология часто пугает новичков. Но не переживайте: наш словарь поможет во всём разобраться. Мы собрали англицизмы, сленговые выражения и аббревиатуры и перевели профессиональный новояз на понятный язык.
Добавляйте статью в закладки и в базу знаний. Точно пригодится.
Важно: в каждой команде значение терминов может сильно различаться. Поэтому наш список — не абсолютная истина, но близок к ней. Рекомендуем не стесняться уточнять у собеседника, что конкретно он имеет в виду.
А
А/Б-тест (А/В) — метод исследования двух версий продукта.
Адженда (agenda) — повестка встречи с командой. Состоит из темы и плана разговора. Нужна, чтобы участники заранее подготовились к созвону и приготовили вопросы.
Апдейт (update) — обновление (например, приложения). В этом же значении иногда применяют слово «апгрейд».
Аппрувить (approve) — согласовывать.
Асап (ASAP) — как можно скорее, от английского “as soon as possible”.
Аттач (attach) — вложение, прикреплённый файл.
Аутсорс (outer-source-using) — передача задач подрядчикам.
Аффект — влияние. Аффектить — оказывать влияние.
Б
Баг (bug) — ошибка. Баг-репорт — отчёт об ошибках с пояснением причины.
База знаний — централизованное хранилище информации по проекту. Там можно хранить руководства, статьи, FAQ и другие документы.
Бейслайн (Baseline) — базовый план работ по проекту. Обычно включает содержание проекта, сроки выполнения задачи и бюджет.
Бенефит — в проектном управлении: выгода.
Бенч (bench) — время ожидания, когда специалист ждёт новых задач и ничего не делает.
Би ту би (B2B) — бизнес-модель, по которой компания продаёт товар или услугу другим компаниям, от английского “business to business”.
Би ту си (B2C) — бизнес-модель, по которой компания продаёт товар или услугу физическому лицу, от английского “business to client”.
Блокер — причина, по которой дальнейшая работа не может быть продолжена до её устранения.
Бутылочное горлышко (bottleneck) — часть процесса, которая ограничивает развитие проекта.
Брейншторм, брейнштормить (brainstorming) — метод генерации идей на встрече с командой.
Бэкап (backup) — резервная копия.
Бэкенд (back-end) — программно-аппаратная часть сервиса, которая определяет логику работы сайта или приложения.
Бэклог (backlog) — список задач проекта.
Боли аудитории — проблемы, которые мешают аудитории и которые призван решить продукт.
Борда (board) — таск-трекер, инструмент для управления проектами.
В
Валидный — соответствующий требованиям.
Воркфлоу (workflow) — рабочий процесс, а также его графическое изображение (например, в формате интеллект-карты).
Ворклог (worklogs) — отчёт, в котором описан подробный результат по проекту за определённый промежуток времени.
Ворнинг (warning) — предупреждение.
Выкатить — опубликовать, сделать доступным для пользователей.
Г
Гипотеза — предположение о том, как должен работать продукт. Требует исследования и тестирования.
Глубинное интервью — интервью, которое помогает понять потребности, боли и мотивы поведения пользователей. Подробнее о том, как проводить глубинные интервью, смотрите на курсе.
Грейд (grade) — градация специалистов по уровню компетенций. Так, в ИТ выделяют три ключевых грейда: Junior, Middle, Senior.
Груминг (grooming) — активность, которая выполняется во время спринта, чтобы подготовить бэклог к следующему планированию. В разработке: приведение кода в порядок и устранение недочётов.
Д
Дашборд (dashboard) — визуальное отображение метрик или характеристик; визуальные инструменты для управления проектом.
Дебажить — устранять ошибки.
Дедлайн (deadline) — крайний срок выполнения задачи.
Дейли (daily) — короткая ежедневная встреча, на которой участники процесса синхронизируются в работе, ставят задачи на день и при необходимости вносят изменения в бэклог.
Деливери-менеджер (delivery manager) — тот, кто отвечает за донесение заказчику результата работы. Деливери — доставка результата.
Деплой (deploy) — в разработке: процесс размещения продукта в реальном окружении.
Джун (junior) — новичок в профессии. Сотрудник, у которого мало опыта или вообще нет.
Дизайн-мышление — набор методов и инструментов, которые помогают найти решения, ориентируясь на потребности пользователей. Как это работает — узнайте на курсе.
Драфт (draft) — черновик, набросок.
Ж
Жизненный цикл продукта — время от релиза продукта до его ухода с рынка.
З
Залить — загрузить.
Запилить — сделать что-то или добавить функцию.
И
Инкремент — ступенька для достижения цели проекта.
Инсайт (insight) — буквально: озарение. Часто так обозначают идеи, пришедшие во время обсуждения проекта или работы над ним.
Исследование — проверка гипотез.
Итерация — отрезок времени, за который создаётся часть продукта, обладающая бизнес-ценностью.
К
Канбан (Kanban) — метод улучшения работы, разработанный компанией Toyota.
Канбан-доска (Kanban board) — инструмент управления проектами, в котором рабочий процесс разбит на этапы, например на «сделать», «в работе», «готово». Обязательный элемент метода Kanban.
Кастом (custom) — сделанный или переделанный под конкретные потребности клиента.
Карта влияния (Impact Mapping) — ментальная карта, на которой продакт декомпозирует цели развития продукта через призму влияния на заинтересованных лиц.
Каскадная модель (waterfall, водопадная модель) — предиктивный подход к разработке продуктов.
Кастдев (Cust Dev) — исследование клиентов с помощью глубинных интервью.
Кик-офф (kick-off) — стартовая встреча участников проекта.
Кипиай (KPI) — ключевые показатели эффективности.
Колл (call) — звонок.
Коллаборация (коллаба, коллаб) — совместная деятельность.
Коммит (commit) — в разработке: информация об изменениях в коде. В управлении встречается «коммититься» — обещать выполнить определённый объём работ в конкретные сроки.
Консёрн (concern) — сомнение.
Констрейнты (constraints) — ограничения, которые могут повлиять на проект.
Конфа — конференция (офлайн или онлайн). Может означать как мероприятие со спикерами, так и онлайн-конференцию — общение команды в Zoom или другом видеосервисе.
Косты (costs) — расходы бизнеса. Резать косты — уменьшать бюджет проекта.
Костыль — быстрое, но не всегда лучшее решение проблемы.
Л
Легаси (legacy) — в разработке: устаревший код, от которого нельзя отказаться, так как на нём завязан весь продукт.
Либа — библиотека.
Лидировать — возглавлять процесс, вести его.
Логировать — фиксировать в базу данных. Лог-файл — файл, в котором в хронологическом порядке записаны все действия.
ЛПР — лицо, принимающее решение.
М
Майлстоуны (milestone, вехи) — ключевые моменты в разработке продукта, отмеченные на временной шкале.
Майндмэп (mind map, интеллект-карта, ментальная карта) — визуализация концепции или бизнес-процесса.
Мануал — инструкция.
Меншить (mention) — ставить упоминания в чате. Также в этом значении используют слово «пинговать».
Метод набегающей волны — планирование, при котором подробно расписываются только ближайшие задачи, а остальные — по мере того, как до них дойдёт время.
Метод персон (персоны) — методика исследования аудитории, в которой создаются гипотетические персоны, максимально отражающие целевую аудиторию.
Мэтчить (match) — сопоставлять. Мэтч — совпадение.
Методология — набор методов и инструментов для управления проектами.
Метрики — показатели продукта.
Мёрджить (merge) — в разработке: добавлять изменения в основной проект, соединяя свою успешно протестированную ветку с основой.
Мидл (middle) — уверенный специалист с опытом. Проджект-менеджер уровня middle самостоятельно ведёт проекты и отвечает за бюджет и результат.
Митап (meetup) — встреча для обсуждения насущных вопросов, часто в неформальном виде. Иногда так называют неформальное мероприятие в формате нетворкинга.
Митинг — рабочая встреча.
Митигация — снижение негативных последствий.
Н
Нетворк, нетворкинг (networking) — знакомства и общение с целью дальнейших профессиональных коллабораций. Нетворкать — знакомиться с людьми на профессиональном мероприятии.
О
Овертайм (overtime) — переработка.
Онбординг (onboarding) — процесс введения новичка в команде в курс дела.
Опцион — задача, которая ещё не вошла в бэклог или SLA, но уже находится на обсуждении.
Откатить — вернуться к предыдущей версии.
Оффтоп — сообщение не по теме.
П
Пайплайн (pipeline) — визуализация процесса разработки продукта.
Парсить — собирать данные.
Песочница — среда для безопасного тестирования фич.
Пикча — картинка, изображение.
Пилот — пробная или первая версия продукта.
Пинговать — напоминать. В разработке: проверять доступность IP-адреса.
Покер планирования (planning poker) — метод оценки командных задач с помощью специальных карт. Подробнее читайте в статье.
Приоритизация — расставление приоритетов по задачам.
Прод (сокращённо от «продакшн») — рабочая версия сайта, программы или приложения. Фраза «прод упал» означает, что сайт или приложение оказалось недоступным для пользователей из-за ошибки.
Прототип — ранняя версия продукта, которая позволяет протестировать гипотезу.
Профит — выгода.
Пушить (push) — напоминать, часто с негативным оттенком: давить, заваливать сообщениями. В разработке: публиковать.
Р
Рандом — случайный, произвольный.
Рисёрч (research) — поиск информации.
Ребутнуть (reboot) — перезагрузить. Ребут — перезагрузка.
Ревью (review) — оценка или анализ. Провести ревью запуска проекта — проверить, всё ли готово к запуску, все ли документы собраны.
Резюме проекта — документ, в котором проджект-менеджер кратко описывает вводные проекта: цели, ресурсы, требования, список членов команды. Один из ключевых документов методологии P3.express. Также Резюме проекта называют Паспорт проекта, Устав проекта, Project charter или даже Бизнес-кейс.
Релиз (release) — выпуск готового продукта. Зарелизить — выпустить продукт.
Репозиторий, репа (repository) — формат облачного хранения продукта или его части.
Репорт — отчёт о ходе выполнения проекта.
Ретро (ретроспектива) — встреча, на которой команда обсуждает прошедший рабочий цикл, делает выводы и делится инсайтами.
Роадмэп (roadmap, дорожная карта) — в проектном управлении: документ с описанием основных этапов проекта. Дорожная карта может включать в себя цели, задачи, сроки и прочее.
С
Саммари (summary) — краткое изложение, выжимка. Может применяться в контексте «сделай саммари встречи» — то есть краткое описание того, что обсуждалось.
Саппорт (support) — служба поддержки.
Свитчнуть (switch) — переключить.
Сейвить (save) — сохранять.
Сеньор (senior) — старший специалист с большим опытом. Так, проджект уровня senior может управлять сложными масштабными проектами и нанимать других менеджеров.
Синкануться (sync up) — вместе подумать над задачей.
Скилл (skill) — навык. Различают хард-скиллы — знание программ и инструментов. И софт-скиллы — навыки коммуникации, работы с командой, эффективного управления.
Скоуп (scope) — объём работ, который надо выполнить для достижения целей проекта.
Скрам (Scrum) — agile-методология управления проектами, при которой разработка идёт этапами-итерациями, а план работ может трансформироваться, исходя из результатов каждой итерации.
Снести — удалить.
Спринт — в скраме: промежуток времени (например, месяц), на протяжении которого команда работает над определённой частью проекта.
Стейкхолдер (stakeholder) — заинтересованная сторона в проекте (это может быть руководство, инвесторы, менеджеры и прочие).
Стек (stack) — в разработке: совокупность технологий, которыми владеет разработчик или которые требуются для создания продукта.
Т
Таймлайн (timeline) — визуальное представление задач по проекту на временной шкале.
Таска (task) — задача. Часто используется в значении «карточка задачи»: подвинуть таску — перенести карточку задачи в приложении.
Таск-менеджер (task manager) — программа или приложение для управления проектами. Популярные таск-менеджеры — Trello, «Битрикс24», Jira и так далее.
Темплейт (template) — шаблон.
Техдолг — в разработке: накопление проблем в коде, которые могут негативно повлиять на продукт.
Тимлид (team lead) — руководитель команды.
Трекать — отслеживать.
Тренды — актуальные явления в социуме, моде, бизнесе, разработке и других сферах.
Туториал (tutorial) — учебник, гайд или обучение в широком смысле. Например, инструкция для пользователя по тому, как взаимодействовать с продуктом.
Ф
Факап — неудача. Факапить — делать ошибки или проваливать задачи.
Фидбек (feedback) — обратная связь.
Фиксить (fix) — исправлять. Пофиксить — исправить.
Фича (feature) — функция или уникальная особенность.
Фоллоуап (follow up) — активность после встречи. Например, когда вы после звонка присылаете резюме того, что обсудили. Или отправляете письмо с намеченным планом действий.
Фреймворк (framework) — в проджект-менеджменте: набор чётких правил, по которым строится работа. В отличие от методологии, включает в себя строгие последовательные этапы.
Фронтенд (front-end) — область разработки программного обеспечения, которая фокусируется на создании интерфейса и взаимодействии с пользователем.
Ц
ЦА, целевая аудитория — сегмент аудитории, на удовлетворение потребностей которых направлен продукт.
Э
Эджайл (agile) — система ценностей, философия в управлении проектами, основанная на принципах Agile-манифеста. Зонтичный термин, в который входят более узкие методологии и методы вроде Scrum, Kanban, DSDM и других.
Эпик (epic) — большой объём задач, который можно разбить на несколько мелких.
Ю
Юзерфлоу (user flow) — путь пользователя, который он проходит для достижения цели в продукте.
Юзкейсы — варианты того, как пользователь будет использовать продукт.
C
CJM (Customer Journey Map, карта пути клиента) — визуализация взаимодействия пользователя с продуктом.
CLT (Customer Lead Time) — время от принятия соглашений по разработке продукта до поставки результата заказчику.
Cycle Time (срок цикла) — время, затраченное на часть прогресса, например, на разработку или тестирование.
D
DACI (Driver, Approver, Contributors, Informed) — матрица, которая устанавливает ответственность за принятие решения в команде.
DoD (Definition of Done) — критерии завершенности задачи / продукта.
E
Empathy Map — психологический портрет клиента.
EVM (Earned Value Management, метод освоенного объёма) — техника по управлению проектом, при котором просчитывается бюджет, объём работ и сроки выполнения проекта, а потом по этим показателям отслеживается прогресс.
F
Fast Tracking — параллельное выполнение нескольких этапов разработки продукта с целью сэкономить время.
J
JTBD (Jobs To Be Done) — подход к разработке продукта с опорой на потребности клиента. Мы создаёте продукт, который клиент «нанимает», чтобы получить пользу.
Job Story — артефакт из JTBD, описывает потребность клиента в формате «Когда…, я хочу…, чтобы…».
L
Lean (бережливое производство) — подход в управлении проектами.
M
Minutes of Meeting — резюме встречи.
micro.P3.express — разновидность методологии управления проектами P3.express, адаптированная для микропроектов с командой от 1 до 7 человек.
MLP (минимально привлекательный продукт) — версия продукта, которая не только помогает решать проблемы, но и эстетически нравится пользователям.
MMP (минимально продающий продукт) — версия MLP или MVP, которую можно продавать, и она принесёт прибыль.
MVP (минимально жизнеспособный продукт) — версия продукта, в которой реализованы только базовые функции. На её основе проводится тестирование продукта среди пользователей и принимается решение о дальнейшей разработке. Подробнее о том, как проектировать MVP и MLP, смотрите на курсе.
N
NSM (метрика полярной звезды) — ключевая метрика.
NUPP (Nearly Universal Principles of Projects) — почти универсальные принципы управления проектами, на которых базируется методология P3.express.
O
OKR (Objective and Key results) — метод целеполагания с учётом целей и ключевых результатов.
One-to-one — регулярные встречи 1 на 1 руководителя с отдельным членом команды.
P
P3.express — минималистичная методология управления проектами, состоящая из 33 шагов. Подходит любому проекту: будь то завод или ИТ. Изучить P3.express и получить международную сертификацию вы можете на курсе PMCLUB.
PESTEL — анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов, которые могут повлиять на продукт.
P&L (Profits and Lost) — прибыль и убытки во время разработки или релиза продукта.
PMBOK (Project Management Body Of Knowledge) — свод знаний по управлению проектами.
PMI — Институт управления проектами.
PoC (Proof of Concept) — доказательство жизнеспособности концепции.
PRINCE2 — методология управления проектами.
Project Manager (менеджер проектов) — тот, кто управляет проектом, в частности: общается с заказчиком, передаёт требования команде, управляет ресурсами (сотрудники, сроки, финансы и так далее).
Product Manager (менеджер продукта) — тот, кто управляет разработкой продукта. Ключевое отличие от менеджера проекта в том, что проект ограничен по времени. Продакт же может постоянно развивать один продукт.
Product Owner (продакт-оунер) — тот, кто задаёт общее видение и стратегию развития продукта.
Q
QA (quality assurance) — специалист, тестирующий ПО.
QC (quality control) — финальное тестирование перед релизом продукта.
R
RACI (Responsible, Accountable, Consulted, Informed) — матрица для распределения ответственности в команде.
RAT (Riskiest Assumption Test) — подход к тестированию, при котором проверяются самые рискованные гипотезы.
Risk Owner (риск-оунер) — тот, кто отвечает за управление рисками.
S
SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне услуг) — договор, в котором прописаны права и обязанности сторон, а также критерии оценки качества продукта.
SMART — методика постановки целей, при которой цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой, ограниченной во времени.
SWOT — анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз проекта.
System Story — описание требований к продукту с точки зрения разработчиков.
T
Tech Story — описание требований к продукту с точки зрения технологий и их взаимодействий.
TOWS — проработка SWOT-анализа: улучшение сильных сторон, устранение слабых, работа над возможностями и минимизация рисков.
U
User Story — описание требований к продукту с точки зрения потребности пользователей.
V
Vision — видение продукта. Включает в себя смыслы, ценность, основные цели продукта и его миссию.
VM (Vulnerability Management) — процесс, направленный на снижение ущерба от негативных последствий.
W
WBS (Work Breakdown Structure, иерархическая структура работ, структурная декомпозиция) — метод планирования проекта, при котором крупные задачи разбиваются на более мелкие, те — на ещё более мелкие и далее.
WIP (Work in Progress) — задачи, которые находятся в процессе работы.
WSJF — модель приоритизации бэклога, где первая задача — самая простая, но самая ценная с точки зрения бизнеса.
Пока это всё. Список будет пополняться и корректироваться. Свои идеи, предложения и критику присылайте на почту редактору vadim@pmclub.pro.
Управление проектами: базовый курс
Разберётесь в проджект-менеджменте без мифов и нудных руководств
ПодробнееУправление проектами: базовый курс
Быстро разберётесь в ключевых принципах и инструментах проектного управления